Арт-обзор

Андрей Любов: «Мне неинтересно делать идеальные копии»

Андрей Любов: «Мне неинтересно делать идеальные копии»

Писатель, драматург, скульптор Андрей Любов рассказал об арт-объекте «Солнечное сердце», а также о том, что для него значит искусство, о театрально-скульптурном сборнике «Алоха» и планах на предстоящий год.

Расскажите о себе. Как вы впервые познакомились с искусством?

Первое знакомство состоялось в детстве, в 8-10 лет. Я нашел родительскую книгу, где были описаны произведения эпохи ренессанса. Впечатлила картина Рубенса «Похищение дочерей Левкиппа». В дальнейшем, заинтересовали философские труды Платона. В своей работе «Государство» он упоминал мир идей. По его мнению, художники и скульпторы не являлись деятелями искусства, потому что занимались копированием образов. К искусству он относил политику, и на этой почве спорил с Сократом. Сократ же полагал, что задачей искусства является подражание первообразу. Любопытно, что мир пошел по второму пути.

Мне неинтересно делать идеальные копии. Любая скульптура проиграет живому человеку. Для меня искусство – это, то, что заставляет думать и выводит за рамки обычного представления о мире.

Инcталляция Алые паруса

Откуда взялась идея скульптуры «Солнечное сердце»? Что вас вдохновило?

В 2016 году я принял участие в конкурсе «Какой станет Одесса через 49 лет», который проводил Всемирный клуб одесситов. Написал рассказ «Чертова дюжина Большого Фонтана». Давно считал, что наш город занимает особое место. Поэтому описал Одессу, как центр современного искусства в Украине. Важно, чтобы город был не только курортом для приезжих, но и местом эстетического образования. И для этого есть все шансы. Один театр оперы и балета чего стоит! Внутри город наполнен творческими личностями, однако внешне это слабо проявляется. Это касается выставок, инсталляций, скульптур… И я говорю не о памятниках советского времени. Для меня скульптура – это арт-объект, который отражает настоящее и заставляет размышлять о будущем.

Можно ли считать «Солнечное сердце» причиной знакомства со Всемирным клубом одесситов?

Да, но дружба началась позже. В апреле 2018 года мы пригласили Елену Павлову, директора Всемирного клуба одесситов, на открытие арт-объекта «Ключ признания». В честь презентации скульптуры коллективы театра «Алоха» и театра Перуцкого создали перформанс, который понравился всем гостям. После этого мы уже начали общаться чаще.

Скульптура Солнечное Сердце на пирсе

С чего началось создание скульптуры «Солнечное сердце»? Когда состоялась установка?

Началось с рассказа «Чертова дюжина Большого Фонтана», где была описана инсталляция «Солнечное сердце». Процесс создания, пошел при поддержке друзей. Было сотрудничество со скульптором Михаилом Ревой, который осуществил техническое обеспечение для арт-объекта. Работа длилась 5-6 месяцев. В 2017 году состоялась установка «Солнечного сердца» на 13-ой станции Большого фонтана, на траверсе № 11. Также в капсулу времени заложили первое издание книги «Алоха», с рассказом о скульптуре.

Скульптура Солнечное Сердце в Одессе

В 2018 году вы выпустили театрально-скульптурный сборник «Алоха». Расскажите подробнее о книге. Чем она полезна одесситам?

В книге описываются истории создания скульптур таких, как «Ключ признания» на ул. Ильфа и Петрова (по роману «12 стульев»), «Дом солнца» на пляже Ланжерон и «Основы риторики» в Музее современного искусства Одессы. Прочитав рассказы, думаю, вам захочется познакомиться с арт-объектами поближе.

Также в книге присутствуют эссе, стихи и пьесы, написанные в довольно необычных жанрах.

Обложка книги Андрея Любова

Какое послание вы пытались передать в работе «Солнечное сердце»?

Данный арт-объект посвящен любви. Приятно, что появилась традиция приходить влюбленным и молодоженам на пирс, сфотографироваться и почувствовать энергию моря.

Вторая идея: горизонт, небо, море и пляж – это лучшая галерея, где ощущается свобода. Искусство должно это подчеркивать.

Свадьба возле скульптуры Солнечное Сердце в Одессе

Есть ли у вас любимые скульпторы (художники), которые вдохновляют?

Впечатлили произведения Дали, после того, как я побывал в его музее в Испании. Они раздвигают сознание. Ты видишь инсталляцию с нескольких ракурсов, таким образом, обыгрывается пространство.

Нравятся работы Генри Мура, Альберто Джакометти и Класа Олденбурга, из-за нестандартного подхода к форме, масштабу и реализации идеи.

Расскажите о своих будущих проектах. Какие цели на ближайший год?

Сейчас ведётся работа над восприятием городского пространства. На нашем сайте мы готовим анализ тематических скульптур в городе, по расположению, гендерной составляющей и т. д.

Думаю, одесситам будет интересно с этим ознакомиться. При появлении новых публичных арт-объектов, всегда происходят положительные улучшения в среде, и люди начинают бережнее относиться к себе, соседям и своему городу.

Беседовала
Дарья Островская